Организация учебной среды

Вопросы организации безопасной и эффективной учебной среды, 
как одной из составляющих успеха учебного процесса 
в Высшей профессиональной школе

Аннотация: 
 В данной статье рассматриваются вопросы, позволяющие проанализировать различные факторы, негативно влияющие на усвоение и обработку информации в современном учебном процессе, а также предложены пути решения организации безопасной и эффективной учебной среды, как одной из составляющих успеха учебного процесса в Высшей профессиональной школе.

 В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед современным обществом, является подготовка специалистов различного профиля с учетом требований, предъявляемых современным развитием уровня науки, техники и культуры производства. В любом цивилизованном обществе качественной подготовке специалистов отводится главная роль в национальной системе образования. С учетом того, что сейчас Украина решает задачу о вхождении своей системы образования в Болонский процесс, вопрос о подготовке кадров по мировым стандартам становится не просто актуальным, а жизнеопределяющим для нашего общества.

 К сожалению, и это факт, но слабо развитые в правовом и экономическом плане страны в большинстве случаев являются мало привлекательными не только для потенциальных инвесторов, но и для мировой академической школы в целом. Именно поэтому в такие страны с большой неохотой едут читать свои лекции ведущие профессора со всего мира. Именно поэтому в учебные заведения этих стран достаточно сложно привлечь иностранных студентов из экономически более развитых государств. Вопрос изменения условий работы образовательного рынка Украины состоит не только в том, чтобы привлечь большее количество ведущих иностранных специалистов в наш учебный процесс, и даже не в том, чтобы стало больше студентов иностранцев, а в том, чтобы выпускники наших учебных заведений могли иметь возможность трудоустроиться со своим дипломом в любой стране мира.

 Поэтому в решении задач по подготовке специалистов перед учебными заведениями различного профиля, ведомственной принадлежности и формы собственности встает один и тот же вопрос — как за короткий промежуток времени подготовить специалиста, который бы соответствовал по своему уровню требованиям, предъявляемым к знаниям, умениям и навыкам в мировой системе образования. Ведь решение этой задачи связано непосредственно с тем, что в условиях жесткой реальной рыночной конкуренции на рынке труда только у высококлассного специалиста есть шанс на получение интересной и высокооплачиваемой работы. А вопрос «выживания» и дальнейшего своего развития в жестких условиях рыночной конкуренции это проблема не только выпускника учебного заведения, но и самого учебного заведения.

 Для решения данной задачи учебные заведения пересматривают свои учебные программы с целью приведения их в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми к учебным заведениям, которые стремятся к тому, чтобы выдаваемые ими дипломы признавались за рубежом. Учитывая, что объем учебной информации постоянно неуклонно растет, а время на подготовку и переподготовку кадров остается на прежнем уровне, а в некоторых случаях даже сокращается, то проблемы интенсификации учебного процесса становятся сегодня как никогда актуальными. Достичь желаемого результата при минимальных материальных и временных затратах, быть конкурентно способными и при этом сократить срок обучения – вот одна из самых желанных и внешне красивых и благородных целей, которые ставят перед собой учебные заведения.

 При решении данной задачи, к сожалению, не всегда учитываются вопросы, связанные с психологией и психофизиологией человека. А результат, достигаемый любой ценой, к сожалению, как показывает практика, слишком часто всем обходится гораздо дороже, чем ранее представлялось. Причем это в равной степени относится как к конкретному человеку, так и к обществу в целом.

 Порой причиной ухудшения общего состояния здоровья, нервными расстройствами, иногда частичной потерей трудоспособности мы обязаны возросшими перегрузками. Одной из таких форм перегрузок является информационная.

 Под информационной перегрузкой мы должны понимать и принимать не только предъявление неких объемов учебной информации за определенный промежуток времени, но и сопутствующие различные психофизиологические факторы, связанные с обработкой, усвоением данной информации в жизнедеятельности человека. Если мы все-таки признаем возможность информационной перегрузки в современном учебном процессе, то в таком случае возникает закономерный вопрос, а можно ли ее избежать?

 Если нет, то возможно ли минимизировать ее негативные последствия? Как, разрабатывая и применяя на практике все новые формы обучения, насыщая и интенсифицируя учебный процесс, добиться того, чтобы новые методики и технологии были бы не только эффективными, но и максимально безопасными.
Работая над данной проблемой, многие специалисты пришли к выводу, что только в том случае, если человек будет находиться в состоянии психологического и физиологического комфорта, можно будет говорить о возможности снижения психофизиологических перегрузок в учебном процессе. Следствием снижения неоправданных перегрузок будет качественное изменение результатов его умственного и физического труда, что в свою очередь приведет к оздоровлению нации.

 К сожалению, до сегодняшнего дня в абсолютном большинстве случаев вопросам создания безопасной учебной среды должного внимания не уделяется. В основном все остается только на уровне лозунгов и призывов. Более того, многие моменты просто игнорируются. Попробуем рассмотреть ряд аспектов, которые существенно влияют на жизнедеятельность человека в учебном процессе, а, следовательно, и на его результаты.

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ
ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:

1. Размер помещения 
При организации учебной аудитории на одного человека должно быть не менее 60 кубических метров воздушного пространства.[1] При условии, что для нормальной работы головного мозга необходимо, чтобы на каждого из присутствующих в учебной аудитории приходилось не менее 60 кубических метров воздуха, то как минимум воздухообмен в час данного помещения должен рассчитываться по формуле (A x B) : C = D.

• A — Количество человек в аудитории
• B — 60 м.куб — минимальный объем воздуха на одного человека
• C — Объем воздуха в учебной аудитории
• D — Кратность воздухообмена для данной аудитории

*При работе в интенсивном режиме кратность воздухообмена необходимо обязательно увеличивать.

 Игнорирование данного положения приводит к тому, что человек быстро устает. Работа с информацией затрудняется, появляется зевота, мысли начинают переключаться на более сильные внешние или внутренние раздражители, теряется интерес к предъявляемой учебной информации. Наступает торможение мыслительных процессов и в результате у человека возникает ощущение, что мозг отказывается воспринимать информацию. Для предотвращения быстрого наступления утомления необходимо оснащать учебные помещения современными системами климат контроля, позволяющими не только поддерживать рекомендованную температуру в аудиториях, но и проводить постоянную принудительную вентиляцию этих помещений с учетом психофизиологии человека. При этом следует учитывать обязательное соотношение нагнетаемого свежего воздуха в помещении к удаляемому в пропорции 2:3. Несоблюдение этих пропорций приводит либо к снижению эффективности приточной вентиляции, либо к созданию сквозняков, приводящих к увеличению простудных заболеваний у слушателей и преподавательского состава.

 К дополнительным техническим средствам, позволяющим оптимизировать микроклимат учебного помещения, а так же снизить вероятность распространения инфекционых заболеваний в осенне зимний период и во время эпидемий, могут быть рекомендованы к применению различного рода ионизаторы воздуха или люстры Чижевского.

2. Температура и влажность в учебном помещении

 Температура в учебном помещении независимо от времени года должна поддерживаться постоянно около 18 градусов Цельсия при уровне влажности 60%-65%. Понижение или повышение температуры значительно сказывается на комфортности нахождения учащегося в аудитории и, как следствие, приводит его к повышенному чувству дискомфорта, усталости. Резко понижается общая работоспособность. То же относится и к той ситуации, когда в аудитории слишком низкий процент влажности. Наиболее наглядно это проявляется на уроках иностранного языка. Особенно, если они проходят в интенсивном коммуникационном режиме, когда при постоянном одновременном говорении всех участников на протяжении всего занятия происходит повышенное выделение углекислоты, температуры. Отсутствие свежего воздуха, пониженная или повышенная влажность, дискомфортная температура воздуха в аудитории приводят к тому, что качество усвоения учебного материала резко падает, а вероятность того, что слушатель или преподаватель заболеет, резко возрастает.

3. Освещенность

 Освещенность в учебных аудиториях необходимо рассчитывать с учетом естественного освещения. Уровень освещенности должен составлять 100 — 500 люкс. К сожалению, в некоторых учебных заведениях, которые арендуют помещения в не совсем приспособленных для этих целях зданиях, уровень освещения и его тип ( люминесцентное или лампы накаливания) не обеспечивают должного уровня освещенности рабочего места учащегося, что приводит к повышенной нервной возбудимости, быстрому накапливанию усталости, перенапряжению зрения и, как следствие, к падению зрения.

4. Интерьер учебной аудитории и учебного заведения в целом

 Решая вопрос о создании рабочего интерьера учебной аудитории разработчикам – дизайнерам следует уделять больше внимания к эргономике элементов мебели.
Мебель в учебном помещении должна быть удобной, а не только функциональной. Неудобная, жесткая мебель приводит к тому, что учащиеся постоянно чувствуют чувство дискомфорта при длительном нахождении в аудитории. Особенно это чувствуют те, у которых есть проблемы с позвоночником. Кстати, порой неудобная школьная мебель приводит к тому, что уже в начальной школе у большинства детей развивается сколиоз и остеохондроз позвоночника.

 Цветовое решение интерьера аудитории и релаксационных (рекреационных) зон должно быть осуществлено в нейтральных теплых, пастельных тонах.

5. Дозирование учебной нагрузки

 При формировании учебных планов необходимо учитывать предельно допустимые объемы информации, которые необходимо не только предъявлять, но и добиваться от учащихся в полной мере их усвоения, переводя эту информацию в умения и навыки. С этой целью на стадии разработки учебных планов неплохо было бы проводить реальный хронометраж времени, который преподаватель планирует затратить на различные формы работы на уроке:

• Проверка ранее пройденного материала или домашнего задания.
• Ввод нового материала и его закрепление.
• Выдача домашнего задания.

 Проведение хронометража позволяет уже на стадии предварительной подготовки к занятиям преподавателю увидеть те проблемы, которые могут вызвать непроизводительные затраты учебного времени в процессе занятий, а, следовательно, к снижению эффективности усвоения предлагаемого им на уроке учебного материала. Предварительный «прогон» даст возможность наиболее оптимально расположить в логическом и хронологическом порядке учебный материал, отрабатываемый на данном занятии, позволит выбрать наиболее эффективные формы работы с учетом наличия или отсутствия на данном уроке технических средств обучения.

 Более полное использование уже существующих методик по контролю психофизиологического состояния учащихся с целью определения оптимальной учебной нагрузки позволит спрогнозировать результаты введения, отработки и закрепления нового учебного материала на стадии разработки новых учебных программ.

Вспомогательные аспекты:

6. Наличие рекреационных зон

 После окончания учебной пары учащиеся должны иметь возможность сменить обстановку на другую, функционально отличающуюся от той, в которой они находились.
Рекреационная (релаксационная) зона должна иметь достаточные размеры, чтобы учащиеся могли, выйдя на перерыв между занятиями, не только свободно перейти из одной учебной аудитории в другую, но и психологически отдохнуть. По возможности в релаксационных (рекреационных) зонах должно быть больше естественного света и живой зелени. Идеальным вариантом является создание фито зон с небольшим искусственным каскадным водопадом.

7. Музыкальное сопровождение учебного процесса

 Несмотря на возросшую мотивацию к овладению специальностью, у человека на протяжении дня накапливается остаточная усталость, повышенная раздражительность. Уровень восприятия и обработки любой учебной информации на протяжении дня ухудшается. А ведь музыка является одной из форм внеречевой коммуникации, позволяющей снижать усталость и напряженность в человеческом организме. Именно с помощью правильно подобранных музыкальных произведений можно значительно улучшить эмоциональное состояние человека. Поэтому на протяжении всего учебного дня рекомендуется проводить трансляцию в учебные и релаксационные зоны фоновой музыки.

 Особенное внимание хотелось бы обратить на подбор музыкальных фрагментов при проведении занятий, требующих высокой концентрации внимания. Именно на таких занятиях при отсутствии или неправильно подобранном музыкальном сопровождении рано наступает усталость, и включаются процессы торможения нервной деятельности. Для предотвращения наступления негативных последствий, вызванных монотонной или слишком активной деятельностью на занятии, рекомендуется применение музыкальных фрагментов, не содержащих смысловые тексты на родном или иностранном языке. Правильно подобранные фонограммы позволяют активизировать скрытые возможности головного мозга, позволяют максимально эмоционально раскрасить учебный процесс, настраивая его на оптимальный лад, что в свою очередь способствует лучшему усвоению учебной информации, снижает психофизиологические нагрузки на организм слушателей. Подбор фонограмм для проведения занятий должен производится с учетом поставленных задач разработчиками конкретного учебного курса. В зависимости от конкретной задачи, решаемой на данный момент учебного времени, музыка предполагает наличие определенного ритма, громкости и тембра звучащей фонограммы.

Вывод:

 Учебные аудитории гимназий, университетов в России до 1917 года имели площади не менее 72 кв.метров при высоте потолков 3,5 и более метров и были рассчитаны на классы до 30 человек.

 После развала СССР на постсоветском пространстве открылось огромное количество различных учебных заведений различного типа. Естественно построить необходимое количество учебных площадей, соответствующих современным требованиям, в течение короткого промежутка времени было невозможно и нереально. Государство этот вопрос отдало на «откуп» новым учебным заведениям. Этот вопрос решался и продолжает решаться в большинстве случаев через долгосрочную аренду различных площадей, которые в настоящее время не используются своими владельцами по прямому их назначению. К сожалению, высота потолков в таких учебных заведениях составляет около 3х метров. С учетом дефицита аудиторного фонда в учебные классы переоборудуются помещения (общежития, жилой фонд), которые изначально не предназначались и не были приспособлены для учебного процесса. Малые площади, низкие потолки, порой заколоченные створки окон не позволяют организовывать и поддерживать нормальный воздухообмен в помещении, где зачастую находятся длительное время студенты. Причем их количество в одной такой аудитории порой превышает в два и более раза, чем могло бы находится в нормальном состоянии.

Для преодоления данной проблемы необходимо:

1. Принятие соответствующих более жестких нормативных актов, регулирующих информационную и экологическую безопасность для учебных заведений и учебного процесса в целом.
2. Принятие конкретных современных технологических решений в области экологии обучения, как на уровне государства, так и непосредственно самими учебными заведениями.
3. Разработать эффективные технические средства объективного контроля психофизиологического состояния учащихся, позволяющих по результатам общего мониторинга организовывать безопасную управляющую учебную среду.

 Именно таким образом можно решить задачу усвоения студентами больших объемов информации, которые позволят им справиться с требованиями, предъявляемыми в кредитно — модульной системе участников Болонского процесса.

Литература:

1. Александров И.О. Психофизиологическое изучение поведения в ситуации обнаружения пороговых сигналов. Дис. канд. психол. наук, М.,1984.
2. Андреев О.А., Хромов Л.Г. Техника тренировки памяти. Екатеринбург, 1992.
3. Артемьева Г.Ю. Психология субъекивной семантики М., МГУ, 1980.
4. Ассаджоли Р. Психосинтез. Ваклер, 1997.
5. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения.М., 1998.
6. Балабанова В.А. Методика и техника исследования операторской деятельности. М., 1985.
7. Бехтерев В.М. Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. М., 1925.
8. Бехтерева Н.П.., Бундзен П.В., Гоголицин Ю.Л. Мозговые коды психической деятельности. Л., Наука, 1985.
9. Бобков Ю.Г., Виноградов,В.М., Катков В.Ф. Фармакологическая коррекция утомления. М., 1984.
10. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПтб, 2000.
11. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия. Ташкент, 1985.
12. Бэббитт Э. Принципы света и цвета. Киев, 1996.
13. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., МГУ, 1982..
14. Выготский Л.С. Избранные психологические исследованияю «Мышление и речь». Проблемы психологического развития ребенка. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
15. Гончаров Г. Суггестия: теория и практика. М., 1995.
16. Гольдгаммер Г.И. Проблемы использования фото и графической информации. Реф.жур. НТИ/Сер. 1, №8, 1982.
17. Григорьева Л.П. Зрительная память при сенсорно-перцептивном дефиците. М., 1990.
18. Егоров А.С., Загрядский В.П, Психофизиология умственного труда. Л., 1973.
19. Елисеева Е.В. Информационные технологии как средство повышения эффективности профориентации учащихся 8-9 классов. Брянск, 1995.
20. Зверев В.Ю. Интенсивный метод подготовки кадров. М., 1988.
21. Зинченко А.П. Педагогическая инженерия. Киев, 1997.
22. Ильюченок Р.Ю. Память и адаптация. Новосибирск, 1985.
23. Кардаш С. Измененные состояния сознания Донецк, 1998.
24. Каструбин Э. Ключ к тайнам мозга. М., 1995.
25. Клар Г. Магия Цвета. Харьков, 1996.
26. Крайнин К.В., Крайкина З., Человек не слышит. М., 1984.
27. Клацки Р. Память человека,структуры и процессы. М., 197.,
28. Корж Н.Н. Исследование памяти. М., 1990.
29. Лобзин В.С., Решетников М.М., Аутогенная тренировка. Л., 1986.
30. Лозанов.Г. Суггестология и сугестопедия. Автореф. докт. дисс. София, 1970.
31. Мiзюк М.I. Гiгiена. Пiдручник «Здоровья» Киiв,2002,
32. Мiзюк М.I. Гiгiена Посiбник для практичних занять «Здоровья» Кив,2002.
33. Матвеев В.С. О “загадочном” в психике. М., 1960.
34. Наприенко А.К., Петров К.А. Психическая саморегуляция. Киев, 1995.
35. Паньямента Нереш Цветопунктура для детей. СПтб, 1998.
36. Петренко В.П. Психосемантика сознания. М., 1988.
37. Петрусинский В.В. О возможности интенсификации процесса обучения за счет использования субсенсорной информационно-суггестивной стимуляции. Пермь, 1982.
38. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М., 1999.
39. Понугаев А.В. Импритинг (запечатлевание). Л., 1973.
40. Плесневич А.С. Теоретические основы ускоренного курса обучения английскому языку по методике “погружения”. Методы обучения иностранным языкам, М., 1977.
41. Роджер ван Оих. Психологические отмычки. СПтб, 1997.
42. Рай К. Цветомедитация. М., 1995.
43. Сердюков П.И. Основы интенсивного обучения иностранным языкам, Киев, 1984.
44. Симоненко В.Д., Хотунцев Ю.Л. Теория технологической подготовки учащихся. М., 1994.
45. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1979.
46. Смрнов И., Безносюк Е., Журавлев А. Психотехнологии. М., 1996.
47. Солсо Р.Л. Когнитивная психология.М., 1996.
48. Сухарев В. Психология Интеллекта. Донецк, 1997.
49. Хаксли Олдос. Как вернуть зрение. М., 1997.
50. Хофман.И. Активная память. М.,1986.
51. Шехтер И Ю. Актуальные проблемы учебного процесса. М,1973.
52. Шушарджан С. Здоровье по нотам. М., 1994.

О.Н.Саулов

Поделиться