Английскому обучает полиэкран!!!

Технология интенсивного усвоения больших объемов информации.

 Уже более десяти лет работают уникальные курсы интенсивного обучения иностранному языку. Просьба не путать с 25-ым кадром!!! Выходу на образовательный рынок новой технологии обучения, разработанной в НУЦ «INTALKS», предшествовала серьезная работа большого количества ученых и специалистов в самых различных областях: методистов, филологов, психологов, психофизиологов, медиков, программистов, электронщиков. Продуктом их деятельности стал синтез нескольких наиболее прогрессивных методик. Авторская разработка сотрудников центра органически включила в новую технологию обучения фрагменты методик Китайгородской, Лозанова, Шаталова, Петрусинского и других выдающихся педагогов современности. А объединить весь комплекс методических подходов удалось в полиэкранной технологии обучения. При этом оказалось, что возможности использования полиєкранной технологии не ограничены обучением только иностранному языку. Это технология работы с долговременной памятью человека.

 Как организовать хаос?

 Вот что рассказывает один из авторов разработки, директор Научно-учебного центра «INTALKS» Олег Саулов: «В современном мире человек пребывает в информационном хаосе, ему приходится ежедневно обрабатывать огромные массивы различной информации. Традиционные методы не позволяют усвоить реально необходимый материал. Исследования, проведенные в сфере педагогики, психологии и психофизиологии показали, что одна из сильнейших технологий, применяемых в учебном процессе — полиэкран, позволяющий активизировать и вовлечь в процесс усвоения информации максимум органов восприятия и механизмов запоминания. Учеными доказано, что мы запоминаем около 20 % того, что слышим, 30 % того, что видим, 50 % того, что видим и слышит одновременно, и 80 % того, что видим, слышим и произносим. Вследствие того, что в процессе обучения одновременно осуществляется влияние на различные ключи памяти, использование нашей технологии не ограничивается ни возрастом слушателей, ни уровнем их начальной подготовки». Что такое полиэкранная технология? Представьте себе комнату, одну стену которой занимает экран площадью 12,5 кв. м. Напротив него амфитеатром стоят два ряда кресел. Царит полумрак. На экране, который разбивается то на две части, то на шесть, восемь, десять, появляются фрагменты текстов на английском (или немецком), русском языках, фотографии, рисунки. Постепенно, от занятия к занятию, ускоряется темп смены слов, предложений, текстовых блоков и их переводов. Усложняются грамматические конструкции. С занятий исчезает родной язык. Опытные преподаватели добиваются того, что иностранный язык начинает восприниматься и воспроизводиться автоматически. Нужные слова сами слетают с языка обучаемого еще до того, как он начал сомневаться в их правильности и уместности. И происходит маленькое чудо. Появляется раскованность, уверенность в себе и завидная и работоспособность, подкрепленная желанием больше узнать и воспроизвести. Через две недели ежедневных занятий по 5 академических часов в день уши начинают слышать в разговорной речи еще незнакомые слова, а фразы чужого языка начинают «выпирать» из слушателя курсов как бы независимо от его желания. И это именно тот результат, которого позволяет достичь и закрепить в процессе дальнейшего обучения полиэкранная технология. Базовый 140-часовой курс английского разговорного языка длится 28 рабочих дней с перерывами по воскресеньям. Всего — МЕСЯЦ.

Техника совершенствуется

 Да, сегодня быструю смену заставок на полиэкране обеспечивает мощный компьютер, проектор и пульт дистанционного управления в руке преподавателя. Но еще десять лет назад, когда полиэкранная технология делала на лингвистическом рынке лишь первые шаги, обеспечить нужный темп занятий было ой как непросто. Ведь во время учебного процесса в полутемной комнате работало десять диапроекторов одновременно, отвечая за появление в нужный момент нужного кадра на своем участке полиэкрана. В первом базовом 120-часовом курсе использовалось более пятидесяти тысяч (!) слайдов. Но результаты превзошли все ожидания. Уже первые занятия по новой технологии показали, что эффективность применения ее гораздо выше известных на то время методик преподавания иностранных языков. Сегодня, благодаря современному уровню компьютеризации, сотрудники «INTALKS», погрузив в легковушку необходимое оборудование, могут провести месячный цикл занятий в любом городе Украины, а также за ее пределами. Это несколько напоминает работу пожарной команды на выезде к заказчику, которого срочно нужно обучить разговорной речи, например, команду специалистов, отправляющуюся за рубеж, или своих проверенных и незаменимых менеджеров, осваивающих иностранные рынки или выигравших тендер на многомиллионный контракт. Полиэкранной технологии все возрасты покорны. И зачастую оказывается, что обучение опытного специалиста языку — решение куда более быстрое и рентабельное, чем «доводка» до его профессионального уровня юного дарования, владеющего иностранным языком со школьной скамьи.

Учить надо уметь

 Безусловно, компьютер сделал технологию передачи знаний менее трудоемкой. Но, конечно же, ключевой фигурой в процессе обучения остался преподаватель. «Наши преподаватели очень высокого класса, — говорит Олег Саулов. — Расскажу, как происходит отбор специалистов. Первый этап можно назвать конкурсом анкет. Согласно нашим требованиям, это должен быть человек, естественно, с высшим образованием. Обязателен опыт практической работы за рубежом, Но желательно без опыта или с минимальным опытом преподавательской деятельности (преподавателей со стажем сложнее переучивать). Возрастной ценз 28-40 лет. Связано это с тем, что преподаватель должен иметь помимо практического и социальный опыт, так как ему придется работать в группах разноплановых — как по социальному составу, так и по возрастному. Это первый этап. Какими знаниями и умениями мы вооружаем будущего преподавателя НУЦ «INTALKS»? Это практическая психология, основы психофизиологии, работа при помощи ролевых игр и тренингов, знание полиэкранной технологии, актерское мастерство. На обучение и стажировку уходит до 6 месяцев. Как происходит отбор, проиллюстрирую цифрами. За последние 4 года работы в Киеве мы просмотрели более пятидесяти преподавателей, которые подходили нам по вышеперечисленным признакам. А допуск к самостоятельной работе получили только четверо. Вот такой отбор. Для того чтобы преподаватель успешно выполнил задачу, на него работает целый коллектив высококлассных специалистов, медиков, программистов, электронщиков…» Накопление усталости у слушателей снимается благодаря применению специальной фоновой музыки, управлению светом, релаксационным паузам, ролевым играм, возвращающим взрослых людей в детство. Все это дает возможность особенно эффективно усваивать материал. Его объем в несколько раз больше, нежели в условиях обычных интенсивов. Продолжает Олег Саулов: «Если взять, допустим, 28 занятий плюс выходные, которые попадают на этот учебный период, умножить на 50 единиц, мы получим 1500—1600 лексических единиц. Мы же говорим, если помните, о 800. То есть мы сознательно снижаем порог восприятия в два раза. Почему? Мы понимаем, что к нам приходят люди не со школьной скамьи. В основном — от 25 лет и до «запенсионного возраста». Более того, приступая к занятиям, каждый человек находится в различном психологическом состоянии. У кого-то проблемы на работе, в семье, а может, что-то произошло по пути на курсы. Следовательно, готовность к восприятию нового материала у всех каждый день различна. Как говорят, «выводить среднюю температуру по госпиталю» мы считаем некорректным. Поэтому мы берем тот уровень, который можем гарантировать любому человеку, соблюдающему технологию обучения. С учетом того, что при ежедневных занятиях каждый человек слушает до 10 фонограмм, начитанных носителями языка, в стране, язык которой мы изучаем. Плюс многократно видел эту лексическую единицу в различных комбинациях на полиэкране и повторил ее за одно занятие от 25 до 30 раз через ролевые игры, ассоциации, аудирование, эмоциональное восприятие. Все воспроизводится в параллельных режимах». Таким образом, технология, разработанная в «INTALKS» позволяет колоссальный объем информации подавать человеку через все каналы восприятия, закрепляя знания в глубине памяти, а не на ее поверхности. Результат кропотливой работы в полиэкранном комплексе не пропадает спустя недели, месяцы и годы. Методика работает впечатляюще Результат применения полиэкранной технологии обучения, разработанной специалистами украинского научно-учебного центра «INTALKS», весьма красноречив. За 140 академических часов месячного курса иностранного языка слушатели получают возможность общаться на тридцать две основные бытовые темы, активно используя в речи около 800 лексических единиц и имея в пассиве еще 2000—2500. И это при условии, что до начала занятий в научно-учебном центре «INTALKS» они ранее этот язык не учили вообще. Те же, кто учил этот язык ранее, имеют результаты несравненно выше.

ММ Деньги и Технологии
№1-2 январь-февраль 2001 г.

Поделиться